Какие приемы можно использовать, чтобы благополучно приготовить уроки. Проблемы с почерком. О детском чтении. Развитие внимания. Советы и рекомендации.
Как
воспитывать мальчиков? Кто-то скажет – развивать физическую силу,
ответственность, стойкость. Но как тогда быть с мальчиками
чувствительными и эмоциональными?
Можно ли найти
баланс между естественной нежностью по отношению к ребенку и твердостью,
необходимой для выработки характера? Что делать, если перед глазами у
ребенка нет образца мужского поведения в виде папы? Да и остались ли в
наше время мужчины, которые могут послужить примером для мальчишек? На
эти и другие сложные вопросы нам отвечают эксперты «ДО», а также наши
герои – мужчины, которые достойно смогли проявить себя как любящие,
сильные и ответственные отцы.
Из чего они сделаны
Известный
сексолог и социолог, академик РАН, профессор Игорь Кон в своей новой
книге «Мальчик – отец мужчины» говорит о том, что во многом мальчики –
«забытые дети», слабое звено современного воспитания.
Подробно
анализируя все стороны мальчишеской жизни, погружаясь в историю, в
традиции воспитания мужчин в разных культурах, Игорь Кон рассказывает
родителям, воспитателям, женам и подругам о том, «из чего сделаны
мальчики.
Почему мальчики заслуживают гораздо более серьезного
внимания, чем они имеют сегодня? Автор приводит данные исследования
канадских специалистов по молодежным проблемам. При том, что Канада –
одна из самых благополучных стран, обнаружилось, что:
• мальчики ответственны за 90% правонарушений, связанных с алкоголем и наркотиками; • четверо из пяти подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних – мальчики.
Отчасти
эти проблемы обусловлены самой природой мальчиков, их стремлением к
риску и приключениям, но отчасти – неправильными представлениями
родителей о том, как надо мальчиков воспитывать и чему учить. Например,
многие не придают значение тому, умеет ли сын проявлять эмоции.
Наоборот, мальчиков всячески учат прятать свои обиды и слезы внутри. «
Согласно привычным стереотипам, – говорит Игорь Кон, – мужчина должен
быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным; в отличие от женщины,
он не может позволить себе покапризничать и поплакать. Поэтому развитие
эмоциональных реакций, не соответствующих этим установкам, активно
подавляется. В большинстве культур, как современных, так и древних, плач
жестко ограничен возрастными («Не плачь, ты уже взрослый!») и
гендерными ролями («Что ты плачешь, как девчонка!») »
Но
современные исследования доказывают, что эмоциональность тесно связана с
интеллектом. Помимо всем известного IQ существует эмоциональный
интеллект (ЭИ), от которого во многом зависит жизненная успешность
человека, включая его профессиональный и карьерный рост. Эмоциональный
интеллект – это способность человека понимать и чувствовать эмоции – как
свои, так и чужие, а также возможность управлять ими.
Сегодня
психологи сходятся в том, что эмоциональная закрытость мальчиков
приводит к психологическим проблемам у них. Острее всего эти проблемы
стоят у подростков, которым эмоциональная немота затрудняет
самораскрытие и общение со сверстниками. Стремление всегда и всюду
выступать с позиции силы – одна из причин культуры насилия,
наркозависимости и немотивированной подростковой жестокости. Для того
чтобы избежать подобных проблем, советует профессор Кон, надо с самого
раннего возраста учить мальчиков распознавать и выражать свои чувства.
Например, сказать сыну: «Ты выглядишь печальным» или «Мне кажется, ты
чем-то разочарован». Простая фраза «Я испугался, а ты?» может облегчить
мальчику выражение собственных чувств. Нужно больше слушать ребенка и
развивать его эмоциональный словарь, особенно в том, что касается таких
эмоций, как страх и тревога.
Главные ошибки
«Чему
нужно учить детей, – пишет Игорь Кон, – знают господа начальники, а как
это делать – знают профессора педагогики… Социологи же, исходя из
состояния мира, в котором современным мальчикам предстоит жить, лучше
знают, как мальчиков воспитывать не следует.
Поэтому я осмеливаюсь предложить родителям несколько советов.
1.
Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины
разные, поддельные мужчины – только те, которые притворяются
«настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда
Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите своему мальчику
выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он
окажется успешнее…
2. Не воспитывайте из него воина и защитника
отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого
является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере
научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет
достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и
выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой
отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с
позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.
3.
Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды.
Чуть ли не половина всех видов животных занесена в Красную Книгу, а
охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых
Гаагского трибунала…
4. Не учите его отличаться от женщин.
Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой»
его обязательно и жестко, даже вопреки нашей воле, научат сверстники.
Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и
должны быть солистами.
5. Не учите мальчика… относиться к
женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но, если ваш мальчик
окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым или столкнется с
недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой.
Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и
потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами
выстраивать индивидуально.
6. Не пытайтесь формировать сына по
собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое
творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для
родителя гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим
собой.
7. Не заставляйте мальчика реализовывать ваши несбывшиеся
мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой
вы когда-то свернули, и существует ли она вообще…
8. Не
пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти
черты вам несвойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно.
Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а
индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример, то, как он к
сыну относится.
9. Не верьте психологам, утверждающим, что в
неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение
фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз.
«Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где
недостает родительской любви.
10. Не пытайтесь заменить сыну
общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже
если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать,
– это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против
«плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.
11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте
конфронтации с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне –
время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным
поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе
стороны.
12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто
бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Иллюзорный
педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и
неприязнью.
13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род
занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой
ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально
устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы
ребенка, чтобы у него был как можно более широкий выбор вариантов и
возможностей.
14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо
знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и
педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали.
Кроме того, изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания,
которые раньше считались полезными (та же порка), сегодня неприемлемы и
неэффективны.
Развивайте эмоциональный интеллект
• Больше рассказывайте сыну о своих чувствах • Описывайте чувства других людей • Обсуждайте чувства других мужчин • Используйте для исследования чувств музыку, литературу, кино • Учите мальчиков эмоциональной смелости • Давайте мальчикам возможность проявлять заботу, помогать дома и соседям, стимулируйте старших братьев помогать младшим • Не забывайте положительно оценивать чувствительность мальчиков • Самое главное – не жалейте времени!